Китайский автопром — это, конечно, отдельная эпопея. Вот они, китайцы, мастера копирования, адаптации, но, когда дело касается собственного автопрома — что-то пошло не так. Подумайте, как будто Маэстро Пикассо вдруг начал копировать картину своего соседа с пятого этажа. Из года в год китайцы стараются улучшать качество своих автомобилей, но отношение к отечественным маркам все равно довольно скептическое.
Конечно, сравнивать китайский и российский автопром можно весело.
Российские автолюбители, как правило, выбирают отечественные машины только из-за нехватки денег на иномарку. Или, например, из уважения к истории и традициям, как у коллекционера автомобилей из Липецка, который покупает новую Ладу нуля чтобы дополнить свою коллекцию дошедших до наших дней экземпляров отечественной автомобилестроения.
Я расскажу анекдот: как-то раз приходит китайский автомобиль к психотерапевту и говорит: «Доктор, я такой некачественный, все меня постоянно шуткуют и смеются надо мной.
Что делать?» На что доктор отвечает: «Не переживай, это у всех так. Только у тебя это стоит немного дешевле».
По сути, выбор машины — это всегда отражение личности. Например, есть такой типаж российского водителя, который любит экспериментировать, быть оригинальным и всегда выбирает что-то экзотическое. Так вот, ему как нельзя подойдет китайский автомобиль — экзотика в чистом виде!
А если говорить о надежности и долговечности, то, вероятно, китайский автопром пока еще не на столько блестит как китайские фейерверки в китайском новом году.
Китайцы, конечно, стараются максимально адаптировать свои автомобили к требованиям рынка, усовершенствовать технические характеристики, и, безусловно, их автопром будет только развиваться. Но пока что китайские автомобили на европейском и российском рынках — это как дети, играющие в старшую лигу. Все недочеты, как обычно, заметны сразу, и как правило, китайские машины пока не могут полноценно конкурировать с автомобилями мировых марок.
Один знакомый мне рассказывал анекдот про то, как китайцы пытались сделать кроссовер: «Китайцы сделали кроссовер под названием «Копия», но появилась проблема — эксперты не могли определить, с какой конкретно модели они его скопировали».
Автомобили — это не только средство передвижения, но и своеобразный статус. Как ни крути, а машину выбирают не только по техническим характеристикам, но и по внешнему виду, бренду, эмоциональным предпочтениям.
Поэтому если китайский автопром хочет завоевать мировой рынок, ему нужно будет поработать не только над качеством, но и над имиджем. Надо, чтобы увидя китайскую машину на улице, прохожие говорили не «Смотри, китайская копия!», а «Ого, какой красивый и современный автомобиль!».
Так что, возможно, через несколько лет китайские автомобили будут так же популярны, как китайские смартфоны.
А пока что автопарк в Китае выглядит как гостиная у предприимчивого китайского бизнесмена: современная дорогая мебель и техника, но почетное место занимает дешевая ковровая дорожка, которую нельзя заменить на что-то более дорогое из уважения к китайским традициям.